Предлагаем Вашему вниманию, развивающие игры для детей , которые помогут Вам и деткам с пользой провести время.

Нет «правильного» пути выполнения этих занятий. Вы можете изменять их, делая длиннее или короче, в зависимости от усидчивости вашего чада, или же придумывать свои собственные. Помимо всего этого они должны приносить удовольствие и вам. И не переживайте о том, что вы упустили в прошлом. Начинайте оттуда, где вы сейчас, с источниками и возможностями, которые у вас есть сейчас.

В сноске в конце каждого занятия размещена информация, почему оно так важно для образования вашего ребенка. Предложенные занятия формируют навыки, отношение и поведение, необходимые для выработки хороших привычек. Они разработаны, чтобы помочь развить личностную зрелость, энтузиазм к обучению и усидчивость.

Но это не означает, что занятия очень сложные и не доставят вам никакого удовольствия. Они очень просты, практически ничего не стоят, не отнимут у вас много времени и требуют материалы, которые можно легко найти у вас дома. Составьте собственный распорядок того, что вы будете делать. И не забудьте попробовать осуществить его на выходных или во время каникул. Если вы выполняли задания не полностью, вы можете еще раз вернуться к ним и реализовать идеи, которые вы раньше не пробовали.

Опыт показывает, что даже частично выполненные упражнения пойдут вашему ребенку на пользу. Умение хорошо учиться, также как спорт, требует практики, чтобы достичь уверенности, получить мотивацию и победить.

Возрастные уровни
Занятия распределены согласно примерным возрастным уровням. Но, конечно, лучше вас никто не определит, что подойдет для вашего ребенка. Возрастные уровни показаны при помощи условных обозначений над каждым занятием:

5-7 лет
Занятия для начальных классов нацелены на помощь детям в подготовке к школьной работе и помогут заложить основу для привычек и поведения, необходимых для успеха в школе.

7-9 лет
Эти занятия необходимы детям, чтобы стать организованными, выработать привычку трудиться и навыки к обучению.

9-11 лет
Эти занятия для детей старших классов начальной школы также нацелены на выработку привычки к труду и учебе, делая акцент на принятии самостоятельных решений.

Помните:
* Мы все можем быть отличными учителями.
* Каждый дом – место, где дети получают знания.
* Нам не нужно много времени, чтобы делать много хорошего.
* Навыки и способности каждого можно развить.

Поехали!
Выберете занятие и попробуйте его со своим ребенком. Вы поймете, что дети учатся, когда говорят: « Можно я попробую?». Вы узнаете, что они усвоили материал, когда дети кричат: « Дай мне сделать это! Дай мне!».

Перефантазируй меня
Командная работа очень важна в школе. В этой игре дети учатся ждать своей очереди и работать с другими. Это также развивает речевые навыки.

Что вам понадобится
• Воображение

Что делать
1. Придумайте рассказ так, чтобы родители и дети по очереди добавляли по одному предложению.
Определитесь с темой. Вы можете начать первое предложение фразой: «Жил был пират в…».
Продолжайте по очереди составлять историю, пока вы не решите закончить ее, может, на 8 или 10 предложении.

2 Меняйтесь местами, придумывая начало и конец рассказа. Попросите других членов семьи к вам присоединиться.
Сочиняя рассказы, дети могут улучшить свои речевые навыки. Они также начнут понимать, как одна идея вытекает из другой и что идеи каждого очень важны.

Слушайте внимательно
Эта игра поможет вам научить детей внимательно слушать и следить за указаниями – двум вещам, которые просто необходимы школьникам.

Что вам понадобится
Любой маленький предмет, который вы можете спрятать. Предметы, которые могут создавать шум.

Что делать
1. Спрячьте маленький предмет. Давайте указания, чтобы найти его. «Пройди 5 шагов вперед. Поверни направо. Слева от лампы. Нагнись и посмотри направо». Меняйтесь местами.

2. Все, кроме одного, пусть закроют глаза. Тот, у кого глаза открыты, издает звук (например, звон ключей, хлопок в ладоши, звон колокольчика или лёгкий стук ложкой по стеклу). Все пытаются угадать, что это за звук.

3. Похлопайте в ладоши какой-нибудь ритм. Пусть другие игроки слушают, а затем попытаются похлопать его вам. Делайте это по-разному: в медленном, быстром темпе, громко, тихо. Усложняйте ритмы, если все игроки без труда их повторяют.

4. Когда вы гуляете или просто находитесь там, где можно остановиться и присесть на несколько минут, посидите тихо с закрытыми глазами, рассказывая друг другу о том, что вы слышите: плач ребенка, самолет или пение птиц.

5. Пойдите на прогулку. Один человек пусть говорит другому, что делать – пересечь улицу, повернуть налево, посмотреть вниз. По очереди выполняйте указания друг друга.
Постепенно дети научатся внимательно слушать, видеть и слышать детали и следовать указаниям.

Время идет
Эта игра поможет вашим детям увидеть разницу между «несколькими минутами» и «несколькими секундами». Она поможет им ориентироваться по времени в школе.

Что вам понадобится
• Бумага
• Карандаш
• Какой-нибудь таймер
• Настенные или наручные часы (с 12 числами и секундной стрелкой)

Что делать
1. Попросите детей проследить, как секундная стрелка пробьет пять секунд. Посчитайте их вместе.

2. Отсчитайте 30 секунд. Сколько раз ваш ребенок может хлопнуть в ладоши за это время? Выполняйте это по очереди, следя друг за другом.

3. Попробуйте догадаться, сколько времени занимают обычные вещи.
Как долго светофор бывает красным и зеленым? Сколько времени у вас занимает сбор в школу? Проверьте правильность ваших ответов при помощи часов или таймера. Кто был ближе всех к правильному варианту?

4. Читайте детям книгу вслух в течение 3 минут. Засеките время. Затем переходите к 5, 10 минутам и т.д.
Знание того, что одни процессы длятся дольше, чем другие, помогут вашему ребенку понять, как много времени занимает выполнение домашнего задания и как распланировать его. Это также поможет ему стать более усидчивым.

Видишь – а теперь нет
Это занятие научит детей быть внимательными, наблюдая за тем, как долго замерзают и тают различные жидкости.

Что вам понадобится:
• 2 формы для льда
• Часы
• Вода
• Небольшие пиалы
• Бумага
• Карандаш
• Другие жидкости

Что делать
1. Вместе наполните 1 форму для льда доверху водой, а вторую только наполовину. Поставьте обе формы в морозилку. Смотрите на часы. В 2 часа проверьте, замерзла ли вода (если нет, подождите до тех пор, пока она замерзнет). Сколько времени потребовалось воде в каждой из форм замерзнуть? Правда ли, что меньшее количество воды замерзло быстрее, чем большее?

2. Достаньте кубики из каждой формы и положите их таять в разные пиалы. Какой кубик тает быстрее? Тот, который больше, или тот, который меньше?

3. Положите один кубик на окно, а другой в холодильник и проверьте, как долго они будут таять.

4. Попробуйте заморозить образцы таких жидкостей, как фруктовые соки. Сравните их замерзание с водой.

Это занятие поможет вашему ребенку осознать, что ничего не происходит сразу. Это также даст ему представление о том, что все меняется – жидкость переходит в твердое состояние, потом – обратно в жидкое – и главная мысль заключается в том, что нужно немного подождать, прежде чем увидеть результат.

Начни заканчивать
Необходимо научиться быть организованным. Это занятие поможет детям попрактиковать умение планировать, начинать и заканчивать работу – важные составляющие для успешного выполнения работы дома и в классе.

Что вам понадобится:
• Карандаш
• Бумага
• Предметы, необходимые для выполнения работы по дому, которые используют, например, для того, чтобы полить цветы или накрыть на стол

Что делать
1) Вместе выберите одну работу, которую ребенок обычно выполняет по дому, например, полив цветов. Попросите вашего малыша написать или рассказать вам «план», а также шаги «делай» и «заверши», необходимые для того, чтобы успешно справится с заданием. Вместе посмотрите на получившийся план и обсудите возможные изменения.

2) Посмотрите, что станет с растением, если его вовремя не полить. Через какое время листья начнут менять свой цвет?

3) Применяйте «план» и шаги «делай» и «заверши» применительно к домашним делам. Попросите ребенка помочь вам усовершенствовать эти пункты.

4) Когда у ваших детей появляется новое задание, помогите им спланировать и продумать шаги, чтобы они справились с этой работой и испытали приятное чувство завершенности.

Порой нам кажется, что планирование – это пустая трата времени, однако тот, кто составляет план и продумывает все заранее, как правило, быстрее и качественнее выполняет работу.
Видя изменения, произошедшие с цветком, дети познакомятся с понятием « причины и следствия».

Я в порядке. Мы в порядке.
Мы все чем-то отличаемся от других. Это занятие поможет детям понять и оценить, в чем заключается их особенность и чем особенны другие.

Что вам понадобится:
• Ручка или карандаш
• Бумага

Что делать
1. Вместе подумайте и напишите как минимум 2 вещи, которые вы в себе любите. Например, у меня хорошее чувство юмора. Я пытаюсь быть честным. Напишите 2 вещи, которые вам нравятся в других игроках. Затем по очереди говорите, что другим в вас нравится.

2. Напишите 2 вещи, которые вы бы хотели в себе изменить. Когда вы начнете это делать? И сколько времени потребуется?

3. Вспомните несколько дел по дому, которые бы заставили вас обоих гордиться, как приготовление необычного блюда для семьи или обучение семьи новой игре или починка чего-то, что сломалось.

4. Каждый день уделяйте хотя бы несколько минут разговору о событиях, случившихся в течение дня.
Находите время слушать друг друга и беседовать. Поездка в продуктовый магазин или ожидание под кабинетом зубного врача могут стать отличным времяпровождением.

Уверенность в своих силах сильно влияет на успех людей, как в школе, так и в дальнейшей жизни.
Обсуждая то, что произошло в течение дня, дайте детям возможность высказаться и разобраться со своими проблемами, чтобы потом ребенок не накапливал это в себе и не переживал.

Куда я это положил?
Детям нужно помочь стать организованнее. Специальное место для школьных принадлежностей облегчит сбор по утрам, как родителям, так и детям.

Что вам понадобится
• Картонная коробка
• Мелки или маркеры

Что делать
1. Найдите достаточно прочную картонную коробку, чтобы хранить там тетради и прочие школьные принадлежности. Позвольте ребенку украсить ее картинками, словами или рисунками, и его или ее именем. Каждый ребенок в семье может иметь собственную коробку. Найдите вместе место, куда вы ее поставите. Место рядом с входной дверью или там, где ребенок обычно делает уроки, было бы отличным решением.

Все принадлежности следует класть в коробку сразу же, как ребенок возвращается домой. Впоследствии домашние задания и все, что связанно со школой, должно храниться там.
Зимой туда можно складывать сухие шапки и перчатки.

2. Разрешите ребенку сделать коробку «на черный день», которая будет другого цвета или будет стоять в другом месте. Наполните ее «сокровищами» — играми, книгами и новыми карандашами. Попросите других членов семьи положить туда сюрпризы (никаких лягушек и змей, пожалуйста).

Хранение всех школьных принадлежностей в одном месте научит детей тому, что жизнь становится намного проще, когда все организовано и спланировано заранее. Покажите, как вы цените, когда ребенок содержит свое рабочее место в порядке.

Мое Место
Во время этого занятия каждому ребенку дается отдельное место, чтобы делать уроки или играть.

Что вам понадобится
• Место (подойдет даже очень маленькое пространство)
• Маленький, но крепкий стол
• 1 стул
• 1 лампа
• Небольшое напольное покрытие

Что делать
1. Вместе найдите для ребенка тихий уголок подальше от радио и телевизора

2. Отрежьте часть от старого одеяла, ковра или простыни и положите ее на пол, чтобы обозначить персональное рабочее место каждого ребенка. Этот коврик не обязательно должен лежать там всегда. Если стол легкий и достать ковер несложно, ребенок может перемещать его (например, на кухню, если нужна помощь малыша в приготовлении еды). Коврик также можно убрать, когда он перестанет быть нужным.

3. Если рабочее место будет здесь всегда, попробуйте разные варианты расстановки мебели, пока не найдете самый оптимальный. Поставьте лампу, чтобы пространство было хорошо освещено.

4. Вместе приклейте на предметы наклейки с именем ребенка. Следите за улучшениями и всячески показывайте, что вас очень радуют успехи малыша.

Дети часто не могут поделить место для игр или занятий (даже в большой комнате). Коврик же помогает отметить границы рабочего места ребенка и малыш знает, что это место принадлежит только ему. Наличие специального рабочего места помогает детям концентрироваться на учебе.

Отлично! Молодец!
Детям нужен опыт выполнения поручений. Следующие идеи покажут, как помочь детям стать более благоразумными и понять, что очень важно отвечать за свои слова.

Что вам понадобится
• Помощники

Что делать
1. Поговорите о том, что происходит, когда люди выполняют свои обязанности (поливают цветы или кормят животных, например). Подумайте о том, что бы случилось, если бы люди не делали этого – если бы водитель такси оставался дома, а киномеханик не показывался на работе. Придумайте вместе еще несколько примеров.

2. Решите вместе, кто в вашей семье, за что будет отвечать. Должны ли люди делать только то, что им нравится? Поговорите об этом.

3. Превратите домашнюю обязанность в игру. Решите вместе, как много времени займет выполнение этого задания. И сверяйтесь по часам. Включенное радио или запись, которую вы будете слушать во время работы, поднимет вам настроение. Вы будете работать быстрее и не заметите, как пролетят эти минуты. Это занятие также поможет вашим детям с ранних лет научиться принимать правильные решения.

Как летит время
«У меня нет времени делать все, что требует времени» — звучит знакомо? Планирование времени – один из самых полезных навыков, который мы можем приобрести. Знание того, сколько времени потребует то или иное дело, поможет вам сохранить время и нервы.

Что вам понадобится
• Бумага
• Карандаш
• Часы
• Календарь

Что делать
1. Вместе напишите, сколько, по вашему мнению, займет выполнение определенного задания (например, сбор в школу по утрам; приготовление пищи). Используя часы, засеките время, потраченное на одно из заданий. Затем по очереди засекайте время, проверяя друг друга (Но смотрите на вещи реалистично — не обязательно устраивать гонку).

2. Подумайте, какая часть работы может быть сделана заранее, например, решите с вечера, какое платье вы оденете завтра.

3. Вспомните и обсудите минимум два места, куда вы с ребенком ходите, и куда вам не следует опаздывать.

4. Повесьте ежемесячный календарь с большими ячейками, чтобы каждый их мог видеть. Каждый член семьи может использовать маркер определенного цвета, чтобы планировать, куда ему нужно пойти и с кем встретиться. От того придете ли вы вовремя или опоздаете, могут зависеть планы других людей. Поэтому детям нужно понимать, что они тоже, как и взрослые, несут ответственность за свою пунктуальность.

Домашнее задание, выполненное с легкостью!
Ребенок не ноет и не ворчит, делая домашнюю работу. Кажется, что этой мечте никогда не сбыться. В таком случае предложите малышу график домашнего задания.

Что вам понадобится
• Бумага
• Маркер, ручка или карандаш
• Часы

Что делать
1. Пусть ребенок (вы можете ему помочь) из большого листа плотной бумаги сделает график домашнего задания. Прикрепите туда маркер или ручку, чтобы все необходимое было рядом. Каждый день после школы ставьте галочку в каждую ячейку, где есть домашнее задание. Обводите пометку в кружок, когда вы справились с работой.

2. Делайте новый график каждую неделю. В зависимости от того, сколько у вас предметов, вы можете размещать на одном листе 3 или 4 недели.

3. Попытайтесь посчитать, сколько времени может отнять у вас выполнение домашнего задания, чтобы знать, когда вам следует приступать к работе. Данный график не только покажет вам, что и когда необходимо сделать, но и подарит вам приятное чувство удовлетворения и завершенности, когда задание вычеркнуто.

Поговорите с ребенком о домашней работе. Вашему малышу необходимо больше времени и помощи? Или, может быть, он хочет больше времени уделить определенному предмету?

Разделяйте
С любым делом легче справиться, если оно разделено на части. Чем длиннее и сложнее становятся задания, тем больше вам потребуется умение все планировать и организовывать.

Что вам необходимо:
• Домашние задания
• Работа по дому и во дворе
• Бумага
• Карандаш

Что делать
1. Выберите для обсуждения большое задание, например, проект по географии. Решите вместе, и пусть ваш ребенок запишет, что ему понадобится для выполнения этой работы. Например, справочные материалы (книги, карты). Вы можете справиться с заданием, используя только книгу? Если нет, то вам нужно пойти в библиотеку? Если да, можете ли вы взять эти книги домой, или, чтобы использовать справочную литературу вам необходимо остаться в читальном зале?

Заметки
У вас есть тетрадь? Карандаши? Нужны ли вам карточки для заметок?
Иллюстрации
Если вам понадобятся картинки, откуда вы их возьмете?
Проект закончен
Нужна ли вам папка-скоросшиватель? Стенд? Сложенные брошюры?

Что вам понадобится, чтобы завершить работу:
2. Определите порядок, в котором вы будете выполнять части работы. Пронумеруйте шаги. Постарайтесь определить, как много займет у вас каждый шаг. Начинайте обратный отсчет с того дня, когда работу нужно сдать, чтобы знать, когда приступать к какой части. Укажите дату начала и конца рядом с каждым пунктом плана, прикрепите задание к календарю или графику домашнего задания.

3. Вместе подумайте, как можно разделить такие домашние обязанности, как уборка дома или в саду, на части.

4. Поговорите о том, как взрослые распределяют обязанности на работе или дома.
Таким образом, прием разделения работы на части поможет быстрее справиться с заданием и сохранит ваши нервы и время.

Нужна помощь
Школьники постарше интересуются жизнью вне школы. Помогите дать им реальное представление о ней.

Что вам понадобится
• Ручка или карандаш
• Бумага
• Рекламные объявления в газете, предлагающие работу
• Друзья и соседи

Что делать
1. Поговорите с ребенком: «Кем ты хочешь стать, когда закончишь школу? Какое образование необходимо получить, чтобы устроиться на эту работу?».

2. Предложите вашему ребенку выбрать двух знакомых людей (родственников или соседей) и взять у них небольшое интервью.
Помогите ребенку придумать 3 вопроса и записать их, оставляя место для ответов. Примерные вопросы: Кто вы по профессии? Как долго вы уже там работаете? Какое профессиональное образование вам понадобилось?

Пусть ваш ребенок проведет интервью (вы можете помочь ему начать опрос). После интервью поговорите о том, что нового ребенок узнал из этой беседы. Теперь вашему чаду будет легче выполнить следующий шаг.

3. Прочитайте вместе страницу газеты с рекламными объявлениями, предлагающими работу. Пусть ребенок выберет 3 профессии, которые бы он хотел освоить в будущем. Поговорите об образовании, которое ему понадобится для того, чтобы получить каждую из этих должностей: можно ли чему-то научиться уже на работе? Сколько лет необходимо учиться в школе?

4. Помогите вашему ребенку найти людей этих профессий и взять у них интервью. Помните, что в будущем, возможно, появится множество новых профессий. Поэтому и детям, и взрослым нужно уметь подстраиваться под ситуацию и продолжать получать новые знания.

Как я могу получить помощь?
Нам нужно больше думать о других, чем о самих себе и спрашивать себя: «Как я могу помочь другим?».

Что вам понадобится
• Статьи из журналов и газет

Что делать
1. Вместе найдите статьи в газетах о людях, которые помогают нуждающимся. Подумайте, как вы можете помочь другим так, чтобы это было полезно и интересно для вашего ребенка.

2. Что хорошего можно делать каждый день? Попросите ребенка подумать об этом и напомнить вам, когда он в последний раз помогал другому человеку. Вспомните, как большие, так и самые маленькие дела.

3. Обсудите возможные варианты. Например, привозить еду для бедных или стать волонтером. Предложите ребенку записаться в религиозную группу, общество или центр досуга, школу или библиотеку.

4. Попробуйте найти и вступить в группу молодежи, которая занимается общественно-полезной деятельностью.

5. Попросите детей назвать, как минимум, 2 полезных дела, которые они могут сделать сегодня или завтра, чтобы помочь другим. Что для этого потребуется? Поощряйте детей к тому, чтобы они брали на себя обязательства. Принимая участие в общественной деятельности, ребенок не только помогает другим, но и заводит друзей и приобретает новые навыки.

Время ТВ

Для начала решите, как вы будете использовать телевизор. Просмотр телепередач может быть как образовательным процессом, так и развлечением или тем, чем мы занимаемся в свободное время.

Что вам понадобится
• Телевизор
• Программа телепередач
• Ручка или карандаш

Что делать
1. Решите вместе, сколько времени ваша семья будет тратить на просмотр телевизора. Просмотрите программу телепередач. Пусть каждый член семьи решит, что он или она будет смотреть. Рядом с выбором каждого поставьте его/ее инициалы. Решите, что вы будете смотреть на каждой неделе и обведите то, что вы выбрали в кружок.

Если 2 человека хотят смотреть разные передачи в одно и то же время, постарайтесь прийти к компромиссу и смотрите любимые программы по очереди. Учитель вашего ребенка может задать детям на дом посмотреть ТВ передачу. В таком случае пойдите ему на встречу.

2. Находите время на просмотр телевизора с вашими детьми. Убедитесь, что они понимают, что из происходящего на экране реально, а что нет.

3. Имейте дома настольные игры, книги и задания, чтобы дети были еще чем-то заняты, пока работает телевизор.

4. Если ваш ребенок смотрит слишком много телевизора, постарайтесь постепенно сокращать его просмотр. Избегайте того, чтобы ребенок проводил у экрана целый день.